История становления
Создание новых форм хозяйствования, реформирование села, структуры производства вносят определенные изменения и в подготовку кадров.
Сельское хозяйство для Калининградского региона всегда имело особое значение, но его развитие в некоторой степени затруднялось эксклавным географическим положением.
До Второй мировой войны Восточная Пруссия считалась в основном аграрным районом, и на сегодняшний день область относится к числу наиболее освоенных в сельскохозяйственном отношении регионов России, где площадь сельхозугодий составляет почти половину территории области.
Высшее аграрное образование в области представлено единственным вузом — Калининградским филиалом Санкт- Петербургского государственного аграрного университета.
Он был основан в декабре 1959 года в форме учебно-консультационного пункта Ленинградского сельскохозяйственного института, а в 1961 году преобразован в филиал вуза.
Спустя шесть лет здесь уже обучались 1,3 тыс. студентов заочников. Большинство из них — работники сельского хозяйства: председатели колхозов и директора совхозов,
механизаторы и животноводы. Более половины студентов из Белоруссии и Прибалтики. Вначале в филиале занимались только студенты-заочники, а в 2000 году открыли и очное отделение.
В 2014 году Калининградский филиал Санкт-Петербургского государственного аграрного университета отмечает пятидесятипятилетие. Этот год юбилейный и для головного
вуза Санкт-Петербургский государственный аграрный университет насчитывает сто десять лет со дня основания.
На протяжении более чем вековой истории СПГАУ является ведущим аграрным вузом России, готовя высококвалифицированные кадры для региона и страны. Научные школы
университета востребованы и на межгосударственном уровне.
Всегда в развитии
Высокое качество организации учебного процесса в филиале обусловлено профессиональным уровнем привлекаемых к образовательному процессу преподавателей.
В Калининградском филиале СПГАУ преподавательскую деятельность осуществляют 32 человека, из них 1 член корреспондент Международной академии аграрного образования,
4 доктора, профессора, и 20 кандидатов наук, 1 почетный работник ВПО РФ. Несомненным преимуществом является сотрудничество филиала с практикующими
экспертами, руководителями предприятий и организаций региона, зарубежными партнерами.
Филиал обладает современной материально-технической базой, включающей учебные аудитории, оборудованные компьютерной техникой, учебно-научные лаборатории,
общежитие, библиотеку, спортивный зал — всё необходимое для учебы. Студенты очного и заочного отделений имеют возможность проходить учебную и производственную
практику в фермерских хозяйствах Германии, Польши.
Молодые специалисты находят себе применение во всех сферах агропромышленного комплекса области. Многие руководители ведущих сельскохозяйственных предприятий,
управлений сельского хозяйства районов и области — выпускники именно Калининградского филиала.
Последние пятнадцать лет руководство филиала работает над вопросом непрерывности аграрного профессионального образования. Подготовка таких специалистов
экономически выгодна и обоснована. Уже получая знания на старших курсах в учебных заведениях СПО, студенты могут обучаться в вузе, закрепляя теорией полученные
практические навыки. Кроме этого, подготовка по такой системе занимает меньше времени, и выпускники филиала лучше адаптируются к изменениям, происходящим в экономическом
аграрном секторе.
С целью интеграции науки и высшего образования, содействия совершенствованию учебных программ, форм и методов образовательного процесса в вузе созданы кафедры
на базе передовых сельскохозяйственных предприятий. Интерес к сельскому хозяйству в области с каждым годом возрастает. Учитывая довольно сложную политическую
ситуацию, когда остро стоит вопрос продовольственной безопасности страны, аграрному сектору необходимо наращивать производство собственными силами.
Будет аграрная экономика — будет и аграрное образование. Ведь на селе на данный момент складывается дефицит специалистов сельскохозяйственного направления, умеющих работать
на современной технике и выполняющих все требования современных технологий.
«Аккредитация в образовании» • октябрь • 2014